СтудЗона - огромная база рефератов, курсовых и шпаргалок на все случаи жизни!

 
 

Контрольная работа по Политологии на тему "Демократия"

Предмет: Политология
Оцените материал
(3 голосов)
Контрольная работа по Политологии на тему "Демократия" - 5.0 out of 5 based on 3 votes

Проблема демократии и ее роли в общественно-политической жизни занимает одно из центральных мест в политологии. Понятие “демократии” затрагивали как в Древнем мире, так и в современном обществе.

просмотреть полностью

 

Содержание

 

   Введение……………………………………………………………………....2

1. Понятие, сущность и основные признаки демократии………….....3

2. Демократизация как главная тенденция современного политического развития. Условия эффективности демократии…………………………………………………………..…..9

3. Сравнительный анализ трех исторических форм политической   демократии Нового времени………………………….………………14

  Заключение…………………………………………………………………..15

  Список литературы……………………………………………………….... 16

 
                                                 

Введение.

На мой взгляд, данная тема сейчас достаточно актуальна. Проблема демократии и ее роли в общественно-политической жизни занимает одно из центральных мест в политологии. Понятие “демократии” затрагивали как в Древнем мире, так и в современном обществе. Про нее писали Геродот,  Платон, Аристотель, Руссо, дж. Локк, Т. Гоббс, Брайс, Шерер, Гирншоу и другие известные ученые. Эта проблема волнует и сейчас многих ученых, и в дальнейшем она будет занимать одно из главных мест в политологии.

Для понимания данной проблемы нужно сначала разобраться в самом термине «демократия».  Понятие «демократия» в современном политическом языке – одно из наиболее распространенных. Его употребление выходит далеко за пределы первоначального смысла (demos  – народ,  kratos – власть). Это понятие впервые встречается в трудах Геродота. Тогда демократию рассматривали как особую форму государственной власти, при которой власть принадлежит всем гражданам, которые пользуются равными правами по управлению государством. С тех пор содержание этого термина существенно расширилось, и в современных условиях оно имеет различные значения. А. Линкольн определил демократию так: «Правление народа, для народа, посредством народа».

В настоящее время демократию рассматривают как форму устройства любой организации, как идеал общественного устройства и как тип политического режима.

Каждому историческому типу государства, соответствовала своя форма демократии. Так и сейчас можно сказать:  «Сколько стран столько и демократий». Каждая демократия различна. Нет двух одинаковых, так как на политический строй влияет множество факторов.
 

"Демократия - наихудшая форма правления,

если не считать всех остальных…"

Уинстон Черчилль

1. Понятие, сущность и основные признаки политической демократии.

В переводе с греческого "демократия" означает "власть народа" (demos - народ, cratos - власть). Более развернутое определение демократии, ставшее классическим, было дано американским президентом А. Линкольном в его известной геттисбургской речи (1863 г.): правление народа, избранное народом и для народа. Но, несмотря на очевидность трактовки демократии как народовластия, существует ряд проблем, относящихся к содержанию и функционированию демократии. Эти вопросы вызывают серьезные споры, что нашло отражение в появлении разных теорий демократии. Упор делается на ее различные свойства: свободу (либерализм), равенство (марксизм), участие народа в принятии решений (партисипаторная теория, или демократия участия), конкуренцию за голоса избирателей между элитами (элитарные теории).

Первое представление о демократии как форме правления возникло в античной Греции. Аристотель определял демократию как "правление всех". Но при рассмотрении истории становления демократии обнаруживается, что понятия "все" и "народ" не всегда совпадали. Из всех существующих в прошлом примеров наиболее демократичной была "первобытная демократия", где решения принимали все взрослые члены рода или племени.

В период разложения первобытного общества возникает военная демократия, где народ, иными словами имеющие право участвовать в управлении и осуществлять правосудие, ограничивался только вооруженными мужчинами. В древних Афинах, подаривших миру опыт первой прямой политической демократии, под народом понимались только взрослые свободные мужчины. Именно они имели право лично участвовать в работе народного собрания и голосовать. Женщины, рабы, метеки (лично свободные переселенцы) политических прав не имели. Таким образом, в Афинах демократия распространялась только на несколько тысяч человек. Эта власть была далека от совершенства еще и потому, что подавляла инакомыслие, принимая форму тирании "большинства".

Крупнейшими событиями, заложившими основы демократической тенденции, явились Английская революция (1688 г.), Война за независимость Северной Америки (1775-1783 гг.) и Французская революция (1789 г.). В принятых в этот период документах: Билле о правах (Англия), Декларации независимости и Билле о правах (США), Декларации прав человека и гражданина (Франция, 1791) - были выдвинуты демократические ценности и принципы, которые просматриваются и в современной практике функционирования системы представительства, взаимоотношения ветвей власти и законодательства в области прав человека.

Но более зрелых форм демократия достигла в середине ХХ в., когда стали реальностью равные для всех слоев общества гражданские и политические права. Отметим, что современная демократия отличается от предшествующих исторических моделей и другими существенными признаками: защитой прав человека, признанием права оппозиции (тех, кто в данный момент остался в меньшинстве) отстаивать свое мнение и критиковать правительство.

Современные политики подчас злоупотребляют словом демократия. Большинство современных партий содержат в своем названии термин "демократическая". Практически все современные политические режимы, даже авторитарные, претендуют на демократичность. Подобная произвольность в употреблении понятия "демократия" и само разнообразие трактовок ее сущности побуждает отдельных авторитетных ученых сделать вывод, что демократия - это "понятие, решительно не поддающееся определению". Тем не менее политологи, различные международные организации используют это понятие, согласившись относительно критериев, позволяющих отнести тот или иной режим к демократическому.

Что представляет собой современная политическая демократия? В самом общем плане ее можно определить как режим, в котором народ имеет возможность реализовать свою волю непосредственно либо через своих представителей, а власть несет ответственность перед гражданами за свои действия.

 Рассмотрим основные признаки демократического политического режима:

1. Суверенитет народа. Признание этого принципа означает, что народ является источником власти, именно он выбирает своих представителей власти и периодически их сменяет. Признание этого принципа означает, что конституция, форма правления могут быть изменены при всеобщем согласии народа и по установленным, закрепленным в законе процедурам.

2. Периодическая выборность основных органов власти позволяет обеспечить четкий легитимный механизм преемственности власти. Государственная власть рождается из честных выборов, а не посредством военных переворотов и заговоров. Власть выбирается на определенный и ограниченный срок.

3. Всеобщее, равное избирательное право и тайное голосование. Демократические выборы предполагают реальную соревновательность различных кандидатов, альтернативность выбора. Реализация принципа "один гражданин - один голос" раскрывает смысл политического равенства.

4. Гарантия основных прав человека. Права человека характеризуют принципы отношений между государством и гражданами и определяются как свободы. Свобода - это защищенность личности от произвола других людей и власти, защита от нищеты и голода. В преамбуле Всеобщей Декларации прав человека, принятой Генеральной ассамблеей ООН в 1948 г., описаны четыре свободы: свобода слова, свобода убеждений, свобода от страха и свобода от нужды. Эти, а также другие свободы ассоциируются с несколькими категориями прав.

 Гражданские права. Этими правами люди пользуются как частные лица, и они защищают граждан от произвола власти. К ним можно отнести равенство всех граждан перед законом, право на частную жизнь, право не подвергаться пыткам, наказанию без суда, свободу вероисповедания и др.

 Политические права дают гражданину возможность участвовать в процессе управления и влиять на принятие решений законодательными и исполнительными органами: право избирать и быть избранным, свобода выражения политических суждений, свобода голосования, право на демонстрации, право на создание политических и общественных организаций, право подавать петиции властям.

 Социальные и экономические права. Реализация этих прав - необходимое условие обеспечения политического равенства. Реализация социально-экономических прав призвана сгладить имеющееся социальное неравенство и повысить тем самым активность рядовых граждан в политической жизни. Наконец, эти права закрепляют условия жизни, которые выступают своеобразным иммунитетом против страха нужды, например страха перед безработицей, нищетой. Они включают в себя право на достойный жизненный уровень, гарантии социальной защиты, право на образование и участие в культурной жизни, доступ к здравоохранению. Содержание экономических прав зафиксировано в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.). Они включают в себя право каждого человека зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает, и право на справедливые и благоприятные условия жизни. Реализация этих прав требует подкрепления гарантиями против дискриминации в приеме на работу, в оплате труда по признакам пола, религии, расы или языка. Обеспечение социальных и экономических прав предполагает активность государства в разработке и осуществлении социальных программ.

Рассматривая перспективы развития демократии, ряд авторов указывает на актуализацию в будущем требований гарантий равенства в сфере экологии.

Отметим, что свобода слова, свобода печати, доступ к средствам информации рассматриваются демократической общественностью как необходимые условия реализации других прав. Эти свободы позволяют гражданам критиковать правительство, выражать протест против нарушения каких-либо индивидуальных и коллективных прав, участвовать в дебатах по важнейшим общественным проблемам.

Демократическая практика последних десятилетий характеризуется признанием необходимости гарантировать коллективные права религиозных, этнических и языковых меньшинств. Они включают в себя гарантии против проявления дискриминации в какой-либо форме, а также право на сохранение самобытности. Декларация Генеральной ассамблеи ООН (1992 г.) к этим правам относит следующие: развивать свою культуру, исповедовать свою религию и обряды, использовать для общения свой язык, принимать участие в процессе принятия решений, касающихся этого меньшинства и др.

Конституция - документ, закрепляющий права и свободы граждан, обязательства государства по защите этих прав и предусматривающий механизм разрешения споров между личностью и государством.

5.Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную в построении государственного аппарата позволяет избежать возможности злоупотреблений со стороны любой из ветвей власти.

6.Наличие развитой системы представительства (парламентаризма).

7.Политический плюрализм. Дает возможность легально действовать не только политическим и общественным движениям, поддерживающим политику правительства, но и оппозиционным партиям и организациям.

8.Демократическая процедура принятия решений: выборы, референдумы, парламентское голосование и др.

     Принцип большинства предполагает принятие решений большинством голосов при одновременном признании права меньшинства проявлять несогласие. Меньшинство (оппозиция) имеет право выступать с критикой в адрес правящей власти и выдвигать альтернативные программы, создавать свои объединения.

              В зависимости от того, как народ участвует в управлении, кто и как непосредственно выполняет властные функции, демократия делится на прямую, плебисцитарную и представительную.

При прямой демократии все граждане сами непосредственно участвуют в подготовке, обсуждении и принятии решений. Такая система может иметь практический смысл только при относительно небольшом числе людей, например, в общинных или племенных советах или в местных органах профсоюзов, где все члены могут собраться в одном помещении для обсуждения вопросов и принятия решения путем консенсуса или большинством голосов. Первая демократия в мире в Древних Афинах осуществляла прямую демократию с помощью собраний, в которых участвовало 5-6 тысяч человек.

Важным каналом участия граждан в осуществлении власти является плебисцитарная демократия. Различие между ней и прямой демократией состоит в том, что прямая демократия предполагает участие граждан на всех важнейших стадиях процесса властвования (в подготовке, принятии политических решений и в контроле за их осуществлением), а при плебисцитарной демократии возможности политического влияния граждан сравнительно ограничены, например, референдумы. Гражданам посредством голосования предоставляется одобрить или отвергнуть тот или иной проект закона ил другого решения, который обычно готовится президентом, правительством, партией или инициативной группой. Возможности участия основной массы населения в подготовке таких проектов очень невелики.

Третьей, наиболее распространенной в современном обществе

формой политического участия является представительная демократия. Её суть - граждане избирают в органы власти своих представителей, которые призваны выражать их интересы в  принятии политических решений, в принятии законов и проведении в жизнь социальных и других программ. Процедуры выборов могут быть самыми разнообразными, но каковы бы они не были, выборные лица в представительной демократии занимают свои посты от имени народа и подотчетны народу во всех своих действиях.

   Существуют также основные концепции демократии. Выделяют 3 группы теорий или концепций демократии: 1.теории коллективистской демократии;  2.теории либеральной демократии; 3.теории плюралисти- ческой демократии. Их мы будем рассматривать ниже.

 

2. Демократизация как главная тенденция современного политического развития. Условия эффективности демократии.

        Первые сторонники демократической идеи основывали свою проповедь  на чисто религиозном воодушевлении. Для многих из них  демократия  была  своего рода религией. Следы такого политического идолопоклонства часто  встречаются и в наши дни:  из-за  неспособности  или  нежелания  принятия  ответственных политических  решений  все  надежды  возлагаются  на  демократию,   как   на «всемогущую и всеисцеляющую» силу, ей посвящают все свои силы и энтузиазм.

       Современная политическая   теория подвергает подобные  взгляды, как

мнения  наивные  и  поверхностные,  сомнению  и  противопоставляет  им ряд наблюдений   и   выводов,   снимающих   с   демократии   ореол    чудесного, сверхъестественного  и  вводящих  ее  в  число   естественных   политических явлений,  представляющих  ее  как  элемент, «равноправный»  всем  остальным политическим  формам.   Особенно   подчеркивается   чрезвычайная   трудность осуществления демократической  идеи  и  величайшая  легкость  ее  искажения. Многие великие мыслители находили, что демократия  может  быть  осуществлена лишь  при  особых,   специфических   условиях.   Более   того,   большинство определенно полагали, что, если понимать демократию во всей строгости  этого явления, то истинной демократии никогда не было и не будет.

       Подобные суждения столь авторитетных ученых как Руссо, Брайс,  Шерер, Гирншоу и др. вполне подтверждают и  ярко  подчеркивают  те

выводы о демократии, к которым приводит и исторический опыт  и  политическая наука. Наивные предположения о том,  что  стоит  только  «свергнуть»  старый порядок и провозгласить «всеобщую свободу»,  всеобщее  избирательное  право, народное  самоуправление  и   демократия   осуществится,   сама   собой   не выдерживают критики. На самом деле, мысль о том, что  с  разрушением  старых устоев   тотчас   же   наступает   истинная    свобода,    принадлежит    не демократической, а анархической теории.  В  противовес  этому  анархическому взгляду  современные  исследователи  единодушно  признают,  что  как   более поздняя и сложная форма политического развития демократия требует и  большей зрелости народа. Как указывалось ранее, по своему существу  демократия  есть

самоуправление народа, но для того, чтобы это самоуправление не было  пустой фикцией надо, чтобы народ выработал свои формы  организации.  «Народ  должен созреть для управления  самим  собой,  понимающий  свои  права  и  уважающий чужие, осознающий свои обязанности  и  способный  к  самоограничению.  Такая высота политического сознания никогда не  дается  сразу,  она  приобретается долгим и суровым  опытом  жизни.  И  чем  сложнее  и  выше  задачи,  которые ставятся перед государством, тем  более  требуется  для  этого  политическая зрелость народа, содействие лучших сторон человеческой природы и  напряжение всех нравственных сил»[ Брайс Д. Современные демократии. М., «Прогресс», 1992.].

       Поскольку демократия открывает широкий простор  для  состязания

самых разных сил, существующих в обществе, то  необходимо,  чтобы  эти  силы подчиняли  себя  некоторому  высшему  началу.  Свобода,  отрицающая   начала общественного  блага  и  солидарности  всех  членов  общества,  приводит   к самоуничтожению и разрушению основ государственной власти.  Подобно  страсти к свободе, и страсть к равенству,  если  она  приобретает  характер  слепого стихийного движения, превращается в мощнейший фактор саморазрушения. Только подчиняя себя высшим  началам,  и  равенство,  и  свобода  становятся

созидательными основами общественного развития.  Демократия  невозможна  без воспитания народа, без поднятия его  нравственного  уровня.  Условия существования демократии предполагают также:

      1. Наличие рыночных отношений, где господствует конкуренция, и власть не сосредоточена в одних руках.

      2. Наличие гражданского общества – сферы внешнеполитических отношений, защищённых от вмешательства государства.

      3. Наличие определённого уровня образованности, который должен включать в себя не только необходимый уровень грамотности, но и наличие определённых политических знаний.

       Степень отдаленности современных демократий от даже  приблизительного идеала отчетливо видна в вопросе о фактическом осуществлении  народовластия. Безусловно,  прав  Руссо,  отождествляя  понятие   истинной   демократии   с непосредственным участием всего народа не только в законодательстве, но и  в управлении и утверждая, что система представительства  есть  отступление  от настоящего народовластия. Однако и он понимал, насколько трудно  реализовать в жизни подлинную демократическую идею. Объективно при любом строе,  в  т.ч. и при демократии, над  общей  массой  народа  всегда  вырастают  немногие  - руководящее  меньшинство,  вожди,  направляющие  общую политическую  жизнь. Практически повсеместная трансформация демократии  в  правление  немногих  - явление замеченное давно и достаточно хорошо описанное.

       При демократии, как и при всех  других  политических системах, определяющее     значение имеют не массы,  а  вожди,  в  то  же  время

отстаивают превосходство демократии с той точки  зрения,  что  именно  здесь совершается наиболее качественный отбор вождей. Возможно, во многих  случаях это действительно так, т.е. демократизм практически  допускает  сочетание  с аристократизмом, но это  все  по  определению  находится  в  противоречии  с чистотой    демократической     идеи.     Признание     же     необходимости аристократического ядра для жизнеспособных демократий тождественно  согласию с утверждением Руссо, что «истинная демократия  более  пригодна  для  богов, нежели для людей».

       Отсюда можно сделать вывод о принципиальной  невозможности  осуществления  в  чистом  виде  ни  одной  из известных политических систем. Разбирая  слабые  стороны  демократии,  можно отметить, что эти же или какие-то другие недостатки в той или  иной  степени свойственны  и  другим  формам.  Человеческая  природа,  недостатки  ума   и характера, слабость воли  остаются  одинаковыми  во  всех  системах.  Однако именно это умозаключение вводит демократию в ряд других форм, освобождая  ее от ореола совершенства и законченности, который  стремились  придать  ей  ее первые провозвестники.                 

       Демократия  имеет  превосходства  и  недостатки,  сильные  и   слабые

стороны:

Достоинства демократического режима:

  • Ø Наличие возможности свободного выбора
  • Ø Учёт мнения большинства
  • Ø Отсутствие монополии на власть
  • Ø Уважение прав и свобод граждан
  • Ø Наличие конкуренции мнений, возможности согласования интересов

Недстатки демократии:

  • Ø Опасность тирании большинства
  • Ø Опасность перерастания конкуренции в конфронтацию
  • Ø Замедленный процесс принятия решений
  • Ø Вероятность прихода к власти в результате выборов непрофессионалов.

Вопрос с демократией в России стоит особенно остро. В соответствии с Конституцией РФ (ст.1) Российская Федерация есть демократическое государство. Его демократизм находит выражение, прежде всего, в обеспечении в нём народовластия; разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную; идеологического и политического многообразия; местного самоуправления. К сожалению, содержащиеся в Конституции РФ нормы, характеризующие Российскую Федерацию как демократическое государство, на практике в полной мере не реализуются, а иногда и грубо нарушаются. Так, объявленный носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации её народ на деле всё больше отстраняется от реальной власти, поскольку свободные выборы, являющиеся высшим непосредственным выражением власти народа, там, где они проводятся, не могут определить волю народа, ибо в них обычно участвует незначительная часть избирателей.

Не реализуется, в полной мере на практике и принцип разделения властей. Сегодня это разделение характеризуется почти повсеместным господством исполнительной власти, а также президентской власти, стоящей над всеми другими властями. Не реализованы на практике в должном виде и нормы Конституции РФ о местном самоуправлении, которое там, где оно создано, носит в значительной мере формальный характер.

Всё это говорит о том, что становление в России подлинно демократического государства потребует ещё немало времени и усилий её народа для создания условий, в которых конституционные нормы, предусматривающие построение демократического государства, могли бы быть в полной мере реализованы.

 

3. Сравнительный анализ трех исторических форм политической   демократии Нового времени.

         Выше мы выделили три концепции демократии: либеральная, коллективистская, плюралистическая. Рассмотрим их сильные и слабые стороны, для удобства будем использовать таблицу.

 

Либеральная

демократия

Коллективистская

демократия

Плюралистическая демократия

Сильные стороны

Сильные стороны

1. Личная свобода граждан.

2. Минимальное вмешательство государства в их дела.

3. Парадигма автономности личности и её первичности по отношению к народу.

4. Вся политическая власть в руках людей.

5. Приоритет прав человека над правами государства.

6. Ограничение власти большинства над меньшинством.

1. Признание народа единым целым, с единой волей и интересами.

2. Декларирование социальной демократии – обеспечение равных социальных условий для управления государством.

1. Общество состоит из групп, объеди-нённых различными интересами.

2. Политическая воля народа -компромисс между

различными групповыми интересами.

3. Признание всеми группами законов общества.

4. Государство отве-

чает за функциони-

рование всей системы

Слабые стороны

1. Усиление социального неравенства, разлад общества.

2. Игнорирование кол-

лективной природы человека.

3. Ограничение компе-

тенции государства.

4. Трудно осуществима возможность участия в управлении низших классов общества.

1. Такой тип управ-

ления основан не на

законах, а на прихотях толпы.

2. Подавление отдельной личности коллективом.

3. Отдельный человек не имеет влияния на власть.

Экономически силь-

ные группы интересов лучше организованы и имеют больше возможности вли-

яния на власть, чем наименее обеспеченные группы населения.

Вывод

Главный субъект поли-

тики – интересы отдельного индивида.

 

            

Главный субъект –

интересы народа в целом.

Главный субъект –

интересы группы.

 

Заключение.

    

 

      Из-за необыкновенной популярности демократии, это понятие порой  очень трудно использовать как серьёзную политическую концепцию.  В термине заложены самые разные значения – от власти масс и правительственной формы, основанной на прямом и постоянном политическом участии общества, до власти большинства и системы партийного соперничества, функционирующей на основе регулярных выборов при всеобщем избирательном праве.

Существует множество моделей демократии, каждая из которых предполагает собственную версию демократического правления.

         На  данный  момент  мы  более  всего склонны  соглашаться  с  известным  высказыванием  Черчилля:  «демократия - плохая  форма  правления,  однако  ничего  лучшего  человечество   пока   не придумало».

 

Список литературы:

1. Политология. Учебник для вузов/под ред. Лавриненко В.Н. М., «ЮНИТИ», 2001

2. Брайс Д. Современные демократии. М., «Прогресс», 1992

3.  Политология. Энциклопедический словарь. М., 1997.

4. Зеркин Д.П. Основы политологии. Курс лекций. Ростов-на-Дону, «Феникс», 1999.

5.  Политология в схемах и таблицах. Учебное пособие для студентов по курсу «Политология». Симферополь, 1998.   

6. Хейвуд Эндрю. Политология. Учебник для ВУЗов. М., «ЮНИТИ», 2005.